Pianino-Gruzovoz

история фортепиано в России:

краткий экскурс в историю пианино

Пианино – музыкальный инструмент, о котором знают все. Поколение постарше, из тех, кто близок к миру музыки и когда-то сам учился в музыкальной школе, наверняка помнят, как много марок отечественного производства можно было встретить и в учебных заведениях, и в музыкальных магазинах. Сейчас же производство пианино в современной России находится в весьма плачевном состоянии. Но так было не всегда.

История производства пианино в России насчитывает уже более 200 лет, и история эта была богата как на взлеты, так и на падения.


Кто и когда изобрел пианино?

Всем известный и широко распространенный музыкальный инструмент под названием фортепиано изобрел в 1709 году флорентийский мастер-инструменталист Бартоломео Кристофори, занимавший должность хранителя коллекции музыкальных инструментов при дворе Козимо III Медичи. Первоначальное название пианино на итальянском звучало как «gravicembalo col piano e forte» - «инструмент клавишный, играющий нежно и громко». Но потом название сократили, а два слова соединились в одно. Так и получилось – фортепиано.

Как же пианино попало в Россию?

В XVIII веке, после реформ Петра I, Россия начала активно приобщаться к плодам европейской цивилизации. Игра на музыкальных инструментах, в том числе и клавишных, приобретала всё большую популярность. Стало модным давать дворянским детям музыкальное образование, росла популярность театров и музыкальных салонов. Появившийся спрос тут же потянул за собой и предложение. В Санкт-Петербург и в Москву потянулись западные мастера, создающие музыкальные инструменты.
В 1810 году в Санкт-Петербурге на Второй линии Васильевского Острова Фридрих Дидерихс (Diederichs Frères) открыл первую в России фабрику по производству фортепиано.
В 1818-м году промышленник Иоганн Шрёдер (C.M.Schröder) открывает вторую. Предприятие, как это часто случалось в то время, стало семейным. Просуществовало оно достаточно долго благодаря тому, что и основатель фабрики, и его последователи были большими знатоками фортепианного производства.
В XX веке инструменты, выходившие из рук мастеров этой фабрики, сравнивали по качеству звучания с инструментами таких фирм, как Steinway & Sons, Bechstein, Bluthner. И зачастую инструменты Шрёдера это сравнение выигрывали.

В 1841 году, и снова в Петербурге, открылась фортепианная фабрика Якова Давыдовича Беккера (J.Becker). Беккер был энтузиастом, он постоянно старался усовершенствовать инструмент. Именно благодаря ему в конструкцию фортепиано попали некоторые новшества, которые стали потом всеобщими для всех русских фабрик, производящих пианино.
Четвертую фабрику фортепиано открыл в Санкт-Петербурге в 1856 году Франц Мюльбах (F.Muhlbach).
Эти четыре фабрики были самыми крупными, наиболее известными и значимыми. А всего в Санкт-Петербурге было открыто более 20 фабрик и мелких мастерских, занимавшихся изготовлением фортепиано.

Упадок и возрождение
К 1914 году Российская империя стала одним из ведущих поставщиков пианино и роялей в Европу. И основные производства находились в Санкт-Петербурге. С началом Первой Мировой войны ситуация изменилась. Гражданская война, голод. Население с немецкими корнями спешило покинуть Россию, в том числе и производители пианино и роялей.

В послереволюционное время и вовсе царила сильная разруха, тут уж было не до музыки. Лишь в 1921-1922 годах в стране начали возрождаться отдельные производства. Пришел черед и фортепиано. Первой заработала национализированная в 1918 году Фабрика Шредера. Следом за ней были запущены и фабрики Беккера и Дидерихса. Оборудование на них оставалось устаревшее и довольно ветхое, запасы материалов, деталей и полуфабрикатов тоже были весьма скудны. Тем не менее, производство фортепиано постепенно заработало. Это было необходимо для укрепления музыкальной культуры и образования населения, и потребность в качественных музыкальных инструментах росла.

К 1924-му году старые «запасы» были основательно исчерпаны. Все наиболее хорошо сохранившиеся станки и машины перевезли на фабрику Беккера, которую переименовали в «Красный Октябрь». К 1933 году производство пианино на этой фабрике достигло 4000 в год. Однако, качество звучания этих инструментов оставляло желать лучшего. Мастерам просто не хватало знаний и опыта.

Борьба за качество в СССР была в приоритете, и все равно, только с середины 60-х на работающих фабриках наконец-то отладили технологию и достигли действительно приемлемого качества этих музыкальных инструментов.

Второе рождение, наши времена.

К началу 1980-ых годов объемы производства отечественных пианино и популяризация музыкального образования среди населения достигли невиданных ранее масштабов. Это повлекло за собой появление массы торговых марок пианино и роялей. Список, представленный в таблице по весу и габаритам разных моделей на нашем сайте, содержит лишь часть существовавших ранее моделей.

Во второй половине XX века в СССР производилось около 100 000 пианино в год. Да, качество инструментов не всегда было идеальным, но они были доступны. А вот с развалом СССР вдруг куда-то исчезли и отечественные производители пианино. Производство музыкальных инструментов слишком сильно зависит от благосостояния населения, и в неспокойной и нестабильной экономической ситуации вряд ли кто-то пойдет покупать пианино, не будучи уверен в завтрашнем дне.

Импортные качественные инструменты европейского производства - слишком дорогие, а китайские – недорогие, но некачественные. И всё таки производство отечественных инструментов снова налаживается. В 2017-м году ООО «Тульская гармонь» совместно и иностранной компанией открыла линию по производству пианино. Первые партии новых отечественных инструментов разошлись по детским школам, садам, школам искусств. Но это только начало, и объемы производства недостаточны.

Именно поэтому старые пианино советского производства до сих пор пользуются спросом. Они перепродаются и передаются в дар, и крайне редко утилизируются. А мы, команда pianino-gruzovoz, бережно перевозим эти хрупкие музыкальные инструменты и доставляем новым владельцам в целости и сохранности.

Если вам необходима перевозка пианино по Москве с грузчиками на специально оборудованном автомобиле – наша команда с радостью выполнит для вас эту работу.
Имя
Телефон
Оставляя свои данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности компании

Читайте так же: